ВИНТЫ ГБЦ
ЧТО ЗНАЧИТ ТЕРМИН«ВИНТЫ ГБЦ»

В ассортимент торговой марки автозапчастей Elring–Das Original всемирно известного производителя прокладок головки блока цилиндров ElringKlinger входят винты головки блока цилиндров.
Если говорить совершенно точно, речь идет о стягивающих винтах, необходимых для профессионального ремонта двигателей легковых автомобилей.
Поскольку винты головки блока цилиндров выполняют функцию стяжки, при проведении ремонтных работ обязательно использовать новые винты, потому что после установки винты извлекаются.
Основные условия для стяжных винтов
Чтобы двигатель сохранял свою герметичность, его компоненты должны быть идеально согласованы. Речь идет о газонепроницаемости цилиндров, а также о герметичности масляных каналов двигателя и каналов охлаждающей жидкости.
При проведении ремонта недопустимы перекосы блока цилиндров и головки блока цилиндров, кроме того, должна быть гарантирована соответствующая шероховатость поверхности и использованы новые болты головки блока цилиндров. То же касается и прокладки ГБЦ, которую нельзя использовать повторно.
Вся уплотнительная система должна правильно функционировать как при холодном, так и при горячем двигателе. Следует отметить, что блоки цилиндров и головки блока цилиндров изготавливаются из алюминиевых сплавов, а винты и прокладка ГБЦ из стали, поэтому все четыре компонента имеют разное тепловое расширение. Именно поэтому винт играет очень важную роль.
Как работает стягивающий винт
Чтобы иметь способность поглощать колебания в уплотнительном зазоре во время работы двигателя, прокладка головки блока цилиндров производится из пружинной стали и имеет встроенный гофр, служащий стопорным элементом. Винт, со своей стороны, характеризуется упругостью и пластичностью. В основном эти свойства снабжаются формой винта и материалом: как правило, это высокопрочная сталь.
Диаметр цилиндрической части винта, то есть части без резьбы, меньше диаметра части винта с резьбой. В результате ответная длина каждой части винта и его диаметр обеспечивают необходимую эластичность. Таким образом, винт может вести себя как натянутая пружина, а также способствовать удержанию колебаний в уплотнительном зазоре в определенных рамках.
Пружинные свойства винта рассчитаны таким образом, чтобы всегда была гарантирована достаточная сила упругости в разных рабочих состояниях двигателя. Обычный винт с подвижным стержнем и привычными для автомобиля размерами с этой задачей не справится – рано или поздно произойдет срывание.

Все зависит от угла поворота
Даже идеальная конструкция стяжного винта с уменьшенным стержнем не имеет смысла, если монтаж не производится в точном соответствии с инструкциями производителя. Elring добавляет инструкцию по затягиванию отдельно к каждой прокладке головки блока цилиндров. Данная информация доступна в онлайн-каталоге под номером прокладки головки блока цилиндров.
Обычно каждый винт сначала затягивается с так называемым предварительным крутящим моментом, чтобы обеспечить предварительное натяжение головки блока цилиндров и прокладки головки блока цилиндров. В зависимости от двигателя эта операция может выполняться в два этапа, что характерно, например, для прокладки ГБЦ металл-мягкий материал, где происходит усадка, то есть сжатие композитного материала. До этого шага винт все еще находится в эластичной области.
Использование значений угла поворота при последующей затяжке винтов базируется на том факте, что приложенное на последующих этапах усилие должно быть точно дозировано. Если бы использовались только значения крутящего момента, финальное отклонение усилия винта составляло бы +/- 30%
. Такое отклонение недопустимо, так как при нем не достигается равномерное вдавливание прокладки ГБЦ. При использовании значений угла поворота максимальное отклонение составляет 10%
, что можно считать лучшим с технической точки зрения показателем требуемого усилия. Через несколько поворотов на определенный угол винты втягиваются в пластическую зону, что можно ощутить при превышении пределов удлинения. Таким образом, винт достигает своего предусмотренного удлинения (удлинения стержня) и находится в пластической области – это означает, что он находится в постоянно деформированном состоянии. Следовательно, очевидно, что винт, удлиненный один раз и вытянутый или удлиненный за пределы диапазона упругости в пластический диапазон во время монтажа, не может обеспечивать необходимое пружинное усилие вторично.
Причиной высокого отклонения нагрузки на винт при использовании только значений крутящего момента является общий коэффициент трения соединения, т.е. Таким образом, значения крутящего момента не используются в достаточной степени при затягивании прокладки головки блока цилиндров. Поэтому рекомендуется слегка смазывать резьбу и головку винта при монтаже, с подкладной шайбой или без нее. Но и здесь, в случае сомнений, следует придерживаться указаний производителя.
Иногда в соответствии с инструкциями изготовителя следует прогреть двигатель в течение определенного времени, что зависит от свойств стали, из которой изготовлены винты.
Нагрев и охлаждение приводят к изменению молекулярной структуры винта, а дальнейшая затяжка с изменением угла поворота — к достижению окончательного момента затяжки.
Услуги СТО от MakeCar
ADstyle №49